top of page

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ КУРОРТНЫХ КОМПЛЕКСОВ ЮГА РОССИИ.

В.А. Обручникова, И.Г. Обручников

Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета

Важнейшими условиями формирования и развития рекреационной системы Юга России являются экологическая направленность и эстетическая осмысленность градостроительных и архитектурно-планировочных решений. Уровень экологического состояния курортно-рекреационных центров достигается не только природоохранными мерами, установлением природоохранных зон, но и сочетанием их с использованием экологически чистых градостроительных, промышленных, инженерных, транспортных и прочих технологий, продуманным и взвешенным подходом к допустимым техногенным и антропогенным нагрузкам с точки зрения обеспечения устойчивого развития территории. Однако если проблемы экологии в настоящее время обсуждаются довольно широко как в теории, так и на практике, то второе из заявленных условий, эстетическая составляющая проектных решений, отодвинута на последний план.

Между тем, создание и поддержание уникальности образа города для городов-курортов есть первоочередная градообразующая задача, не менее важная, чем размещение курортно-рекреационной инфраструктуры. Эта задача была прекрасно решена архитекторами и градостроителями прошлых веков, в период формирования основных курортных районов – Южный берег Крыма, Кавказские Минеральные Воды. Удачное размещение курортных центров в запоминающемся природном окружении было дополнено продуманными градостроительными ансамблями, которые в совокупности прочно ассоциируются с курортом, создают «дух места». В качестве примеров ассоциативных образов можно привести следующие: Кавминводы – Питьевая галерея, Городские ванны, «Провал», Ялта – Ливадийский, Воронцовский дворцы, Никитский ботанический сад и другие. Все перечисленное – памятники архитектуры, которые насыщают пространственную среду, придают ей курортный облик. И если природные курортные ресурсы заложены изначально, историко-культурный потенциал формируется независимо от нас, а рекреационные ресурсы зависят от пожеланий инвесторов, муниципальных властей или городских сообществ, то область формирования эстетически осмысленной среды, насыщенной в архитектурном смысле – приоритетна исключительно для градостроителей и архитекторов. Это вопросы формы, а не содержания; вопросы эстетики, в большей степени, чем этики – то есть традиционно архитектурные проблемы, которым посвящали свои труды архитекторы от Витрувия до Палладио и далее, вплоть до революционных преобразований XX века.

В современной практике визуальные параметры проектируемых объектов задаются историко-культурными охранными зонами, если они установлены для территории. Однако эти параметры зачастую ограничены только этажностью здания, и не задают каких-либо качественных характеристик объекта (расчлененность фасада, его пластика, стилевые особенности и пр.), предоставляя большую свободу творческой деятельности архитектора. В тоже время проектирование в исторической среде требует определенных знаний и навыков, которые в рамках современной системы архитектурного образования, увлеченной модернистскими течениями, практически утрачены.

Вопросами методологии анализа художественного образа архитектурных объектов и ансамблей, методами преобразования исторической среды в отечественной теории занимались Гутнов А.Э., Иконников А.В., Лежава И.Г., Хан-Магомедов С.О., региональными аспектами – Бояринов А.М., Сулименко С.Д., Капустин Б.М.

В статье 1984 г. И.Г. Лежава обращает свое внимание на изменившийся в течении XX века подход к проектированию городских пространств. Он отмечает, что до 50-х годов XX века «плановые изображения градостроительных объектов являлись лишь дополнением к описанию архитектурных событий, заметных с уровня земли», отраженных на перспективах и фасадах улиц. Спустя 30 лет, на наш взгляд, эта проблема также сохраняется, несмотря на развитие технологий 3D моделирования. Зачастую визуализация проекта выполняется лишь на заключительном этапе проектирования, и не влияет на процесс принятия проектных решений.

Анализируя проблемы построения градостроительной композиции в современной практике, несоответствие между «красивым планом» и удручающей монотонностью жилых массивов, исследователи обращают свое внимание на опыт предшествующих эпох. Именно в обращении к классическим архитектурным приемам, в формировании второго пластического слоя архитектуры, отражающего внешние средовые качества объекта, представлены возможности реорганизации современной застройки. «Архитектору необходимо понимать, что его задача заключается не просто в строительстве, а в градостроительстве» - писал Робинсон Ч.М., идеолог движения «за красивый город». Традиционная классическая архитектура и градостроительство руководствовалась следующим принципом: внешний пластический слой архитектуры отражает объективно существующие внешние факторы: условия местности, характер ландшафта, принципы построения окружающей застройки.

Стоит отметить, что именно классическая архитектура в большей степени задает тон южнороссийским курортам. Архитектурно-градостроительное решение курортов создавалось на протяжении многих лет ведущими архитекторами страны. Классический стиль и историческая среда – это стиль и большинства признанных во всем мире курортов и туристических центров: бальнеологических (Баден-Баден, Карловы Вары и др.), приморских (Лазурный берег), горнолыжных (альпийские шале) и пр. Это архитектура, более всего располагающая к размеренному, здоровому отдыху, поэтому так важно ее сохранение и распространение для городов Юга России – региона с заявленной курортной специализацией.

Рассмотрев законодательную базу регулирующую проектирование в исторической среде, мы можем сделать вывод, что и в СП Градостроительство, и в различных местных нормативах градостроительного проектирования, достаточно разработаны соответствующие разделы. Значит, проблема лежит в иной области, и, на наш взгляд, это проблема качества современного архитектурного образования в области традиционной, в частности классической архитектуры. В отличие от архитектуры современной, новаторской, где каждое решение может быть обосновано субъективным видением автора, традиционная архитектура строится на канонах и правилах, изучить которые самостоятельно практикующим архитекторам в полной мере проблематично. В тоже время традиционная архитектура остается весьма популярной в обществе и, пытаясь удовлетворить социальный заказ, архитектор зачастую лишь декорирует здание «под старину», игнорируя пропорции, закономерности, детали, выработанные веками. Отсюда и возникает с одной стороны недоверие к традиционным стилям, с другой – бутафорский образ исторической среды городов юга России.

Мировой опыт курортного строительства представляет нам и другие примеры рекреационной застройки. Большинство современных курортов Турции, Египта представляют, по сути, курортный сервис в отрыве от архитектуры, истории и культуры – объекты познавательного туризма представлены здесь памятниками древности и расположены на отдельных территориях. Имеют место быть и курорты, сама специализация которых предусматривает исключительно современный облик курортной среды – это курортные комплексы преимущественно спортивного назначения, туристские центры молодежного отдыха – здесь формируется динамичная архитектурная среда, большое значение приобретают объекты дизайна. Еще одним типом застройки курортного комплекса можно выделить застройку, основанную на принципе минимального вмешательства в природную среду – такие объекты характерны для освоения труднодоступных и особо охраняемых участков рекреационного ландшафта.

Таким образом, целесообразно предусмотреть индивидуальные сценарии развития для различных курортно-рекреационных территорий. В тоже время эти сценарии должны исходить из общей концепции, формирующей на рынке туристско-рекреационных услуг узнаваемый образ курортов юга России. Наибольшим потенциалом, на наш взгляд, обладает концепция, выдвинутая на открытии олимпийских игр 2014 г и имевшая должный успех – это концепция продвижения великой русской культуры, пространственное выражение которой следует найти при формировании и развитии единой рекреационной системы юга России. Эта концепция опять же отсылает нас к архитектуре, способной отразится в вечности, и прежде всего – к классике.

Основной научно-практической задачей на пути определения архитектурно-планировочной концепции формирования и развития курортных комплексов юга России поставлена работа по анализу стилевого наполнения курортной среды. В результате должны быть разработаны «карты стилевого районирования курортов» для ряда населенных пунктов, определяющие не только зоны исторической застройки, но и ее морфотипы, а также регламентирующие «сценарии» проектирования городского пространства, стилевые особенности вновь строящихся объектов, и, возможно, включающие ряд «образцовых» проектов зданий различного назначения для каждого из морфотипов территорий.

В области законодательства рациональным дополнением к существующим нормам и правилам представляется разработка «курортного стандарта», включающего как экологические параметры, так и эстетические характеристики проектируемых объектов, территории и среды. Принципиальное отличие «стандартов» от норм и правил видится в их маркетинговой эффективности, т.е. соответствие привычным нормам проектирования дает возможность не только пройти экспертизу проектов, но и заявить об этом клиенту, что стимулирует застройщика к повышению качества архитектурных и градостроительных решений.

И, наконец, средством на пути реализации архитектурно-планировочной концепции курортов юга России, как она видится на данном этапе, должна стать мощная школа архитектурно-художественной подготовки, выпускающая специалистов в области традиционной и классической архитектуры. Развитие в этом направлении представляется, на наш взгляд, желательным для Академии архитектуры и искусств и оправданным в рамках существования в структуре федерального университета.


Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page